О местничестве / А.Маркевич. - Киев, 1879. - 957 с.

Трехсотлетие 1613-1913 Дома Романовых: исторические очерки. - М., 1913. - 300 с.

Местничество ставило назначение на государственные должности в полную зависимость от знатности назначаемого лица, так как члены боярских и дворянских родов «считались» между собой «местами»: более знатный и родовитый отказывался служить под начальством того, кого он считал ниже себя по происхождению, и предпочитал какое угодно наказание «бесчестью» своего рода. Такие счеты, конечно, совершенно связывали правительство в выборе лиц для замещения должностей, из-за них во всех войнах проигрывались сражения, управление поручалось неспособным, на придворных торжествах возникали постоянный столкновения и споры, нередко принимавшие ожесточенный характер.
Для уничтожения местничества в январе 1682 года был созван особый собор, постановивший не только навсегда отменить самый обычай, но и сделать совершенно невозможным возвращение к нему когда-либо. С этой последней целью были сожжены все „разрядные книги", содержавшие записи «местнических дел и случаев», т.е. записи того, когда, где, при каком царе, при каких обстоятельствах и какую должность занимали члены разных боярских и дворянских фамилий, чем командовали, под чьим начальством служили и проч. Так как взаимные «местнические» счеты родов основывались именно на этих случаях, нередко очень старинных, то с уничтожением записей исчезало всякое основание для спора.
Конечно, с отменой местничества правительству уже не нужно было считаться, при назначениях на должности, с тем, к какому роду принадлежит данное лицо, и можно ли его назначить под начальство менее знатного по происхождению, но более способного. Это значительно облегчало выбор и улучшало состав должностных лиц во всех областях государственного управления. (С. 78-81)

Соколов А.А. Россия под скипетром дома Романовых: исторический очерк: в 2 ч.: с приложением портретов, рисунка карт и родословной таблицы. - СПб., 1891. - 256 с.

Местничество решено было уничтожить.
Когда князь В.В.Голицин доложил царю Феодору Алексеевичу, что местничество есть одна из помех успеха в нашем военном деле, Феодор собрал бояр, пригласил патриарха; архиереев и выборных от монастырей и приказал Голицыну доложить о деле, а затем сам обратился к священному собору и боярской думе с речью, в которой между прочим сказано было: «Наша царская держава, разсмотря, как вредит это местничество благословленной любви, как искореняет мир и братское соединение, над неприятелем общий и преступный промыслы, разрушает усердие, особенно же как мерзко и ненавистно оно Всевидящему Оку, желаем, да божественный Его промысл, мира и благоустроения виновник, своим всесильным повелением оное разрушающее любовь местничество разрушить изволит и от такового злокознества разрозненные сердца в мирную и благословенную любовь соединить благоволит».
После царя говорил патриарх. В своей речи, представитель церкви назвал местничество «горьким источником», от которого исходит и вся злая и Богу зело мерзкое. От него все ко вредительному происходило.
Патриарх со всем освященным собором ударил челом государю об отмене местничества. Боярам нечего было сказать против речи Царя и патриарха и потому бояре сказали «да укажешь великий государь учинить по прошению св. патриарха и архиереев». После этого ответа государь велел принести книги и сказал: «для совершенного искоренения и вечного забвения, все эти просьбы о случаях и записи о местах изволяем предать огню».
И книги были сожжены. (С. 94-96)

Царствование Федора Алексеевича. Ч.1. / Е.Замысловский. - СПб., 1871. - 216 [LXV] c.

Царь Федор Алексеевич вступил, на престол, 14 лет и умер на 20 году. Конечно, в этот период времени характер его не успел вполне сложиться. Сначала, как известно, он находился под сильным влиянием приближенных лиц, злоупотреблявших его доверием. От этого влияния мало помалу он стал освобождаться только в последние годы царствования, к которым и относятся наиболее замечательные постановления. Хотя мы не имеем данных для того, чтобы определить степень участия царя в вводимых им реформах, но мы можем с вероятностью предполагать значительную степень его личного влияния. Одно уже уничтожение местничества может быть весьма значительным доказательством того, что он был на столько даровит, чтобы иметь самостоятельный взгляд на государственное управление, и на столько тверд, чтобы, не смотря на сильное неодобрение со стороны людей, окружавших престол, заседавших в думе и управлявших приказами, настоять на введении реформы, которая совершенно изменяла положение служилого сословия в московском государстве. (С.014-015)

Берх В. Царствование царя Федора Алексеевича и история первого стрелецкого бунта. Ч.1. - СПб., 1834. - 162 с.

Указ против местничества

Царь Алексей Михайлович, ведя 13 лет войну с поляками и шведами, приказал не считаться с местничеством. Сему примеру последовал и Царь Федор Алексеевич, при втором Чигиринском походе. Именным указом велено было: покаместа Турская война минется и ни кому ни с кем нынешним разрядом, ныне и впредь в отечестве не считаться, и нынешнего разряду в отеческих делах в случай никому не ставить, и ни кому ни кого тем не попрекать, и в разряд к отеческим счетным делам ныне ни у кого ни на кого не принимать. А кто, сказано далее, не будет сему указу повиноваться, тому быть: в наказании, разорении и в ссылке безо всякого милосердия и пощады. (С. 48)

Речь царева

Лица сии, Января 12-го, собрались в Царские чертоги и Князь Василий Васильевич Голицын прочитал им, по воле Государевой, челобитную выборных лиц. По выслушании оной, Царь Федор Алексеевич произнес речь, в которой изложа как впредь от местничества, при ратных и посольских делах происходивший, так и действия Деда своего и Родителя к отклонению пагубного местничества, и несчастие от оного происшедшее под Конотопом и Чудновым просил: всем разрядам и чинам быть без мест, или по прежнему быть с местами?

Решительное положение уничтожить местничество

Власти отвечали на сие протяжною речью, в которой превознося мудрую прозорливость Царя, заключили оную следующими словами: «будем молить, дабы Господь Бог такое царское намерение благоволил привести к совершению, чтобы от того любовь сохранялась, вкоренялась в сердца и Царствие твое мирно строилось.»
Бояре, Окольничие и ближние люди присовокупили к сему, дабы Государь указал: разрядные случаи отставить и совершенно искоренить, дабы впредь те случаи никогда не вспомянулись. А кто кого укорит, того лишать чести, и вотчины его взять на Государя безпотворно.
В следствие сего общего одобрения, Государь приказал Князю М.Ю. Долгорукову и Думному Дьяку Семенову принести к себе Разрядные Книги, и отобрав записки о разрядных случаях, придать все сие огню. Всем исполнять службы без мест, друг друга не укорять и никому ни над кем не возноситься.

Сожжение Разрядных Книг


Уничтожение местничества
// История России в картинах. Вып.VI. / сост. В.Золотов. - СПб., 1865. - С. 64

Того же, 19-го Января, все помянутые книги сожжены в сенях передней Государской Палаты. Патриарх, все Духовные власти и бывшие в собрании посторонние лица, не трогались с мест до тех пор, пока помянутые книги совершенно не сгорели.
Соборное Деяние сие утверждено собственноручною подписью Царя: во утверждение сего Соборного деяния и в совершенное гордости и проклятых мест в вечное искоренение Моею рукою подписал. Далее подписались: Патриарх, 6 Митрополитов, 2 Архиепископа, 3 Архимандрита, 42 Боярина, 28 Окольничих, 19 Думных Дворян, 10 Думных Дьяков, 46 Стольников, 2 Генерала, Полковников, 3 Стряпчих, 4 Дворян и 1 Жилец.
Уничтожение местничества было конечно необходимым в Царстве, вошедшем в состав образованных Европейских Государств, но Царю Федору Алексеевичу уже не так трудно было совершить сей подвиг; ибо в 13 лет войны, которую вел Царь Алексей Михайлович с Польшей и Швецией, местничество было уничтожено. (С. 88-90)

Соловьев С.М. Сочинения. Кн. VII: История Россия с древнейших времен. Т. 13-14. - М., 1991. - 701 с.

Царь обратился с вопросом к боярам, окольничим и думным людям; те отвечали, «чтоб великий государь указал учинить по прошению св. патриарха и архиереев, и всем им во всяких чинах быть без мест для того, что в прошлые годы во многих ратных, посольских и всяких делах чинились от тех случаев великие пакости, нестроения, разрушения, неприятелям радования, а между ними богопротивное дело - великие продолжительные вражды». После этого ответа государь велел принести разрядные книги и сказал: «Для совершенного искоренения и вечного забвения все эти просьбы о случаях и записки о местах изволяет предать огню, чтоб злоба эта совершенно погибла и вперед не поминалась и соблазна бы и претыкания никто никакого не имел. У кого есть разрядные книги и записки, тот пусть присылает их в разряд, мы все их повелим предать огню. И от сего времени повелеваем боярам нашим и окольничим и думным и ближним и всяких чинов людям на Москве в приказах и у расправных и в полках у ратных и у посольских и всегда у всяких дел быть всем между собою без мест, и впредь никому ни с кем никакими прежними случаями не считаться и никого не укорять и никому ни над кем прежними находками не возноситься». На это все присутствующие отвечали: «Да погибнет во огни оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь да не воспомянется вовеки!»
В передних дворцовых сенях разложили огонь, и разрядные книги запылали. Когда государю дали знать, что книги сожжены, то патриарх, обратись к светским членам думы, сказал: «Начатое и совершенное дело впредь соблюдайте крепко и нерушимо; а если кто теперь или впредь оному делу воспрекословит каким-нибудь образом, тот бойся тяжкого церковного запрещения и государского гнева, как преобидник царского повеления и презиратель нашего благословения». Все присутствующие отвечали: «Да будет так!» (С. 241)