Котошихин Г. К. О России в царствование Алексея Михайловича. - СПб., 1906. - 214 с.: табл. 3. л.

Свое произведение Г. Котошихин написал по заказу шведских властей. Более чем через двести лет шведский ученый Йэрне оценил Котошихина как «главный авторитет относительно внутреннего состояния России при первых царях из дома Романовых».

Из предисловия:

В предупреждение могущих встретиться недоразумений, Археографическая комиссия неизлишним считает указать на некоторые погрешности в сочинении Котошихина. Он говорит:

  1. Что царь Михаил Фёдорович имел сына Димитрия, которого в младенчестве отравили бояре, за обнаруженную им наклонность к жестокости. Известно, что у Михаила Фёдоровича не было сына, по имени Димитрия.
  2. Что английского и польского послов не допустили к царице, для поднесения ей королевских подарков, потому что она не могла прилично отвечать на посольские речи. Не недостаток образования, а освящённый древностью обычай был причиною, что царственные лица женского пола уклонялись от придворных и других публичных обрядов, до времен Петра Великого. Доказательством служит царевна Софья Алексеевна, об уме которой не только русские, но и иностранцы отзывались особенною похвалою.
  3. Что митрополит Алексей, по возвращении из крымского плена, запретил русским воевать с крымскими татарами, и проч. Святитель Алексий путешествовал в Золотую Орду, но не пленником, а миротворцем. Крымского ханства в XIV веке, при жизни святого Алексия, не существовало.
  4. Что русские цари, после Иоанна Васильевича,давали при восшествии на престол записи, ограничивавшие самодержавную власть, и что царь Михаил Фёдорович хотя и писался самодержцем, однако же без боярского совета ничего не мог делать. До восшествия на престол Дома Романовых, в двух только государственных актах указывается на ограничение власти:
    а) в записи царя Василия Иоанновича Шуйского, 1606 года,
    б) в Договорной грамоте польского гетмана Жолкевского с боярами, об избрании на Российский престол королевича Владислава Жигимонтовича, 1610 года, августа 17. Здесь надлежит заметить, что оба сии акта относились к лицам, не принадлежавшим к Московскому великокняжескому дому, из которого происходили наши цари. Запись царя Василия Иоанновича была в своё время такою новостью, что, по свидетельству современников*), не только не усилила к нему любви народной, но возбудила почти всеобщее недовольствие. Акт же об избрании на престол королевича Владислава имел целью не столько ограничитьверховную власть, сколько охранить православие от произвольных действий воспитанного в иноверии государя. Известно, что даже при Борисе Годунове и Лжедмитрие, долженствовавших по силе вещей льстить своенравию черни, самодержавие не стеснялось никакими препятствиями. Могло ли же быт иначе при родоначальнике Дома Романовых, избранном на престол единодушною любовию народа, без всяких со стороны его домогательств и даже без ведома? Есть ли на это во множестве современных грамот хотя малейшее указание? По всей вероятности, к сему ложному мнению подало повод следующее юридическое выражение: царь приказал и бояре приговорили; но оно встречается в актах не только Михаила Фёдоровича, но и преемников его до Петра Великого, и даже употреблялось при царе Иоанне Васильевиче**), в самодержавии которого никто не сомневался.
    Рукопись Котошихина издана под редакцией члена Археографической комиссии Якова Бередникова. (С. VI-VIII).

[Венчание на царство]:

И мало время минувше, патриарх, и митрополиты и архиепископы и епископы, и архимандриты и игумены, и весь духовный чин, соборовали, и бояре и околничие и думные люди, и дворяне и дети боярские, и гости и торговые и всяких чинов люди, и чернь, после смерти прежнего царя на царство обрали сына его, нынешнего царя, и учинили коронование в соборной большой первой церкви и молили Бога. А когда царя коронуют, и в то время бывает ему помазание елеом, и потому имянуется помазанник. И после того власти, и бояре и ближние и всяких чинов люди, на государстве его поздравляли. И по поздравлению, патриарх, и митрополиты и архиепископы и епископы, и иные власти, царя благословляли образами и подносили хлебы, и бархаты и обьяре и отласы и камки золотные и простые, и соболи, и серебряные сосуды; а бояре и ближние, и стольники, и стряпчие и дворяне Московские, и дьяки, и жильцы, и полковники, и дворяне и дети боярские городовые, и гости, и служилые люди, дарили против тогож, что и власти. А сотенные и торговые, и из городов посадские люди, подносили хлебы с солью, и дарили против того же обычая, у кого что прилучилось; а было тех дворян, и детей боярских, и посадских людей, для того обрания, человека по два из города. И потом у царя на властей, и на бояр, и на всяких чинов людей были пиры. (С. 4-5)


Верещагин. Царь Алексей Михайлович
// Три века: Россия от Смуты до нашего времени. Т.1. / В.В.Каллаш. - М., 1912. - С. 87.

Юрий Крижанич: экономические и политические его взгляды / предисл. В.И.Пичета. - СПб., [Б.г.]. - 127 с.

II. «Политичны Думы»

Из всех сочинений Крижанича наибольший интерес представляют его «Политичны Думы», весьма важный историко-политический трактат, как для характеристики его собственных философско-политических взглядов, так и для характеристики внутреннего состояния московского государства в XVII веке. Описание московского государства, сделанное Крижаничем, выгодно отличается, как от описания Олеария и других иностранцев, так и от описания русского подъячего Котошихина. Живя 16 месяцев в Москве и присматриваясь к московским порядкам, Юрий Крижанич несомненно явился более тонким наблюдателем московской жизни, чем прочие иностранцы. Он мог проникать туда, куда иностранцы не проникали, видеть и понимать то, чего те не понимали и не видели. В нем, несомненно, не было предрасположенного нерасположения к московскому государству и презрительного отношения к его нравам и обычаям. Вот почему в своих суровых нападках и обличениях Крижанич более объективен, чем его собратья по перу -иностранцы. (С. 11)

Вальденберг В. Государственные идеи Крижанича. – СПб., 1912. - 343 с.

Юрий Крижанич въехал в пределы России в царствование Алексея Михайловича, в начале 1659 года, а в сентябре этого года был уже в Москве. Там он пробыл около 16 месяцев и в январе 1661 года был отправлен в ссылку в Тобольск, откуда возвратился уже после смерти Алексея Михайловича, в 1676 году. Затем, пробыв в Москве несколько более 1/2 года, он выехал в обратное путешествие в октябре 1677 года, а в январи 1678 года покинул Россию, чтобы никогда уже более в нее не возвращаться. За 19 лет своего пребывания в России Крижанич написал девять отдельных сочинений <…> (С. 1)

Московия и Европа / Г.К.Котошихин, П.Гордон, Я.Стрейс, Царь Алексей Михайлович. - М., 2000, - 619 с.

В книгу вошли письменные памятники второй половины XVII в.: сочинение Г.К.Котошихина, московского подьячего, бежавшего в Швецию; дневник генерала П.Гордона, выходца из Шотландии, служившего русским государям; записки Я.Стрейса, свидетеля восстания под предводительством Степана Разина. Завершают публикации письма и документы, автор которых - царь Алексей Михайлович. Книга снабжена послесловием, именным и географическим указателями, а также словарем устаревших слов и выражений.

 

Сочинение Григория Карповича Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» представляет собой уникальное описание Московского государства во второй половине XVII в. Его автор - подьячий Посольского приказа, перебежавший к литовцам и впоследствии поступивший на шведскую службу, был хорошо знаком с государственным и военным устройством России, обиходом царского двора, бытом и нравами русских. Это выгодно отличает его сочинение от подобных описаний, составленных иностранцами, а достоверность его свидетельств подтверждается другими источниками того времени.


«Дневник» генерала Патрика Гордона, выходца из Шотландии, охватывает период его пребывания на русской службе с 1663 по 1679 гг. Знакомит с подробностями быта и нравов жителей Немецкой слободы в Москве, населенной иноземцами - офицерами, купцами, ремесленниками. Большое внимание уделено событиям внешней политики России - русско-польской 1654-1667 гг. и русско-турецкой войнам 1677-1678 гг. Сам Гордон был активным участником обороны Чигирина от турецких войск, а на последнем ее этапе - руководителем обороны. В детальном, хотя и несколько сухом изложении вырисовывается картина героизма русских войск в войне с турками и татарами.

«Путешествие» голландца Яна Стрейса посвящено драматической судьбе экипажа первого русского корабля «Орел», оказавшегося в Нижнем Поволжье во время восстания Степана Разина. Стрейсу довелось быть свидетелем этого масштабного народного выступления. Спасаясь от казаков, члены экипажа попали на Кавказ, где были взяты в плен и проданы в рабство в Персию. Стрейс описывает свои мытарства в рабстве и длительное возвращение на родину. Будучи человеком любопытным и наблюдательным, он подмечал разнообразные черты государственного устройства России, быта и нравов русского, кавказских народов и персов.

Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в России в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским. - М., 2005. - 725 с.

В царствование Алексея Михайловича дважды приезжал в Россию Антиохийский патриарх Макарий: в первый раз (1656 г.) для сбора пожертвований, а во второй, - десять лет спустя, - для суда над патриархом Никоном. В первый приезд с ним был его родной сын, архидиакон Павел Алеппский, который составил подробное и чрезвычайно интересное описание трехлетнего путешествия своего отца. По полноте и разнообразию содержания описание Павла Алеппского - один из самых лучших и ценных письменных памятников о России средины XVII века и во многих отношениях превосходит записки о ней тогдашних западноевропейских путешественников. На русский язык перевод с арабской рукописи Московского Главного архива Министерства иностранных дел выполнил проф. Г.А. Муркос (1846-1911). За основу данного издания взяты пять выпусков этого труда, выходивших из печати в 1896-1900 гг.

   

Утверждение династии / А.Роде, А.Мейерберг, С.Коллинс, Я.Рейтенфельс. - М., 1997. - 539 с.

В книгу вошли четыре письменных памятника XVII века времени правления царя Алексея Михайловича - сочинения секретаря датского посольства в Россию Андрея Роде, путевые записки австрийского дипломата Августина фон Мейерберга, воспоминания придворного врача Алексея Михайловича англичанина Самуэля Коллинса и «Сказания...» Якова Рейтенфельса, уроженца Курляндии, жившего в Москве в 1670 - 1673 гг. Книга снабжена послесловием, расширенными указателями имен, географических и этнических названий и словарем устаревших слов и выражений.