|
|
Книга об избрании на царство Великого Государя, Царя и Великого Князя Михаила Федоровича. - М., 1856. - 119 с.
|
Призвание Михаила Федоровича на царство
// Родная старина: отечественная история в рассказах и картинах (XVII в.) / сост. В.Д.Сиповский. - СПб., 1884. - С. 8. |
Кизеветтер А. Исторические отклики: в 2 ч. Ч. 1: Юбилеи. - М., 1915. - 314 с.
Для внесения планомерного порядка в этот первоначальный разброд мыслей и желаний собор избрал совершенно правильный путь. Прежде, чем приступить к обсуждению определенных кандидатур, собор решил сузить круг возможных кандидатов на основании некоторых общих, объективно установленных признаков. Здесь, прежде всего, встал вопрос: надлежит ли вообще избирать на царство кого-либо из иноземных государей? При обсуждении этого вопроса тотчас обнаружилось, что на московском соборе дело избрания нового царя получит совершенно иную исходную точку, нежели то было в Ярославле. Там, в Ярославле, исходили прежде всего из соображений международной политики. В Москве стало ясно, что вопрос будет решен в зависимости от соотношения различных общественных групп во внутренней жизни Московского государства. На вопрос о том, выбирать ли на царство кого-либо из иноземных государей, произошло столкновение между боярами и более демократическими элементами, и последние победили. Летопись повествует: «Восхотеша начальницы паки себе царя из иноверных, народы же и ратнии не восхотеша сему бытии». Казаки также решительно высказались против кандидатур иноземных государей. За то казаки, вопреки настроению всех земских элементов, начали «примеривать обрать на государство сына Маринки и вора Калужского». В конце-концов состоялось соглашение между казаками и земщиной против бояр: казаки отказались от Маринкина сына и совместно с демократическими элементами земщины, т. е. дворянами и посадскими, отвергли попытки бояр настоять на иноземных кандидатурах. После многих совещаний собор сделал, наконец, свое первое принципиальное постановление: «царя выбирать из московских родов, а литовского и свийского короля и их детей за их многие неправды и иных никоторых земель людей на Московское государство не обирать, а Маринки с сыном не хотеть». <...>
<...> В качестве возможных кандидатов перед собором прошли и Воротынский, и Голицын (вероятно, Иван Васильевич), и Трубецкой, и Пожарский, и Мстиславский, а с течением времени все настойчивее стало называться с различных сторон имя Михаила Федоровича Романова. По отрывочным и разбросанным известиям о ходе обсуждения всех этих кандидатур можно уловить те общие соображения, на основании которых собор продолжал последовательно суживать круг кандидатов. По-видимому, вслед за установлением принципа «не выбирать иноземцев», на соборе восторжествовали после долгих обсуждений и еще два общих руководящих положения: предпочесть кандидата, который бы 1) был в родстве с прежней династией и 2) был неприкосновенен к партийной борьбе, сопровождавшей события Смутного времени. Большинство называемых на соборе кандидатов само собой отпадало в виду принятия указанных положений, как неудовлетворяющие то одному, то другому из этих положений. И тем сильнее укреплялся успех кандидатуры Михаила Федоровича Романова. (C. 14-15) |
Утвержденная грамота об избрании на московское государство Михаила Федоровича Романова / предисл. С.А.Белокурова. - М., 1906. - 110 с.
Грамота 1613 г., довольно обширная, после обычного «Богословия» излагает краткие сведения о русских государях, начиная с Рюрика, причем более подробно говорить о царях Иване IV и его сыне царе Федоре Ивановиче и о событиях, последовавших за смертью последнего: об избрании на Московский царский престол Бориса Годунова и его правлении, появлении Лжедимитрия, царствовании Лжедимитрия и Василия Ивановича Шуйского, об избрании на Московский престол Польского королевича Владислава, о хозяйничании Поляков в Москве и их распоряжениях по Московскому государству, о деятельности патриарха Гермогена против Поляков и последовавшем затем восстании Русских под руководством кн. Д.Т.Трубецкого и кн. Д.М.Пожарекого, об освобождении ими Москвы и избрании царем Михаила Федоровича Романова, об отправлении к последнему с известием о сем особого посольства в Кострому. Грамота приводит речь, которую оно должно было сказать царю при первой встрече, и затем влагает в уста и царю и его матери, и посольству целый ряд речей при отказе Михаила Федоровича от царского престола. Она сообщает и о последовавших за согласием царя событиях в Москве и Костроме и затем данные, приведенные выше, касательно составлению ее самой. (С. 2-3) |
|
Воронцова Л. Царь Михаил Федорович Романов. - М., 1901. - 38 с.
21 февраля 1613 г., приходившееся в воскресенье первой недели великого поста, назначили последний собор. Каждое сословие письменно заявило, кого желает иметь царем; все записи говорили о Михаиле Федоровиче. По обычаю требовалось спросить еще у всего собравшегося народа. На лобное место взошли: рязанский архиепископ Феодорит, келарь Сергиева монастыря Авраамий Палицын, архимандрит Новоспасского монастыря Иосиф и боярин Морозов. Пред ними была Красная площадь, вся покрытая народом, между которым виднелись и вооруженные казаки. Не успели еще взошедшие произнести имени желаемого царя, как многотысячная толпа закричала: «Михаил Федорович Романов будет царь-государь Московскому государству и всей русской державе!». (С. 8-9) |
Готье Ю.В. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. - М., 1913. - 18 с.
То, что нам кажется теперь ясным и простым, далеко не было таковым для самых участников событий 1613 года. Надо было выяснить кандидатуры, надо было разобраться в возможных претендентах, взвесить преимущества каждого из них. Не надо забывать, что при этом шла борьба, велись закулисные интриги, при которых далеко не сразу можно было определить, кто из предлагаемых к избранию действительно являлся самым желательным и подходящим. Надо помнить также, что собор стремился действовать в единении со всей землей, для чего после 7-го февраля были посланы на места запросы о том, насколько популярно имя М.Ф.Романова и насколько приемлемо его избрание.
Михаила «примеривали» в цари еще в ноябре 1612 года. Заседания собора начались в последние дни декабря. В первые недели продолжали «примеривать» и его и других лиц, пока, наконец, не остановились на одном Михаиле, который и был официально выставлен 7-го февраля, как единственный кандидат на Московский престол.
(С. 17) |
Послы Московского Земского Собора и народ просят Михаила Федоровича Романова принять Царский Венец.
Из книги «Об избрании на царство Царя Михаила Федоровича»
// Подвиг 300 - летнего служения России государей Дома Романовых / С.А. Толузаков. - СПб., 1913.
|
Гартвиг А.Ф. Воцарение дома Романовых: избрание на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 г. / сост. А.Ф.Гартвиг; под ред. С.И.Гинтовта. - М., 1913. - 31 с.
Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея великий России самодержец
Все чаще и чаще стали упоминать имя Михаила Феодоровича Романова, представителя старейшего из московских боярских родов и притом близкого по свойству с Царем Иваном IV Грозным, жене которого Анастасии Романовне юный Михаил приходился внуком. На этом имени сошлись и земские люди и казаки.
К 7 февраля собор, столь бурный вначале, окончился в мире и единении. В этот день собор «яко едиными усты» нарек Царем Михаила. Однако, собор разослал еще по городам верных людей из самих выборных разузнать народное мнение относительно положенного избранника. Когда вернулись посланные, 21-го февраля 1613 года, в воскресенье первой недели великого поста, во дворце состоялось последнее заседание избирательного земского собора, на котором единогласно избран был Московским Царем Михаил Феодорович Романов. Когда вышли с этой вестью к народу на Красную площадь, то неуспели еще с Лобного места возвестить радость, как со всех сторон послышались громкие клики, называвшие имя Михаила Феодоровича Романова. В тот же день в Успенском соборе принесена была присяга новоизбранному Царю. (С. 25-26) |
Северцев-Полилов Г. Первый Русский царь из дома Романовых Михаил Федорович. - СПб., 1913. - 56 с.
Земский Собор сообщил царю: «все люди со слезами благодарят Бога, молятся о его царском здравии и слезно просят нас сирых пожаловать и прибыть в царствующий град поскорее».
Государь внял просьбам москвичей и 2-го мая прибыл в столицу. Вся Москва вышла на встречу царю, толпы народа плотной стеной двигались к нему. Как только вдали показался царский поезд, раздались радостные крики москвичей, горячо приветствовавших юного государя. Улицы столицы были запружены народом. Многие от умиления плакали, другие громко благословляли своего царя.
Помолившись в Успенском соборе, Михаил Феодорович пошел в свои палаты. Великая старица Марфа благословила его и удалилась к себе в Вознесенский монастырь.
11-го июля происходило царское венчание. Царю Михаилу в этот день исполнилось семнадцать лет. (С. 24)
Владыка благословил царя животворящим крестом и громко молился: «да умножит Господь лета царствия царя Михаила, да узрит он сыны сынов своих, да возвысится десница его над врагами и устроится царство его и потомство его мирно и вечно».
|
|
Шествие царя Михаила Федоровича на коронование |
Государь, Царь и Великий князь Михаил Федорович, Самодержец Всероссийский |
В полном царском облачении государь слушал литургию, во время которой митрополит совершил над ним и миропомазание. По окончании богослужения венценосец во всем своем блистающем облачении заходил в Архангельский собор поклониться гробницам прежних царей. При выходе царя из соборов и на площадке дворцовой лестницы, по принятому обычаю, царя осыпали золотыми и серебряными деньгами.
Особенных милостей и льгот народу при вступлении на престол Михаил Феодорович не мог дать, так как казна была пуста. (С. 28-29) |
1. 2. 3.
1. Дьяконов М. Избрание Михаила Федоровича на царство / М.Дьяконов. - СПб., 1913. - 32 с.
2. Рождественский С.Н. Воцарение Михаила Федоровича Романова и его венчание на царство (14 марта и 11 июля 1613 года). - Константиноград, 1913. - 19 с.
3. Цветаев Д.В. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство. - М., 1913. - 79, III с. |
|