|
|||||||||
Древности Российского государства. Отделение I.: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. - М., 1849. - 175 с.
Царские брачные венцы
В ризнице Московского Успенского собора сохранились древние, серебряные с позолотою, брачные венцы, мужской и женский, какие при венчании возлагались на Царей и Цариц. Они устроены в виде обруча, выдавшегося на челе коронкою, с городками по краям; на одном из них вырезан Деисус, а на другом Знамение Богородицы, Богоотцы Иоаким и Анна. |
|||||||||
Венчание русских государей на царство: начиная с царя Михаила Федоровича до императора Александра III. - СПб., 1883. - 283 с. Регалии Государей Всероссийских. КороныПриступая к описанию императорских регалий, мы должны прежде всего остановиться на короне великого князя Владимира Равноапостольного. Она была прислана в 988 году, в числе других подарков, императорами византийскими, Василием II и Константином XI, князю Владимиру Святославовичу, как нареченному жених их сестры царевны Анны. Множество корон хранилось в Москве в Мастерской палате. Из них семь корон и три скипетра, а также много ценных вещей были употреблены для уплат на содержание польского войска. 1) Золотая корона, украшенная бриллиантами, яхонтами, изумрудами и жемчугами. В 1661 г., кроме означенных корон, упоминается еще в списках «шапка» с изумрудами 2-го разряда и с 1679 года — новая корона с алмазами и лалом (рубином). Эти короны назывались «венцами», или царскими шапками. 1) Владимира Святого. |
|||||||||
Древности Российского государства. ОтделениеII.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. - М., 1851. - 175 с. Шапка Царская золота сканная Мономахова
В Росписи Государева большого наряда, писанной с прежних росписей, в 1642 году, по указу Царя Михаила Федоровича принять заведывание Государевыми большими нарядами Боярину Федору Ивановичу Шереметеву, о шапке Мономаховой сказано: «Шапка Мономахова золота сканная с каменьем и зерны, пушена соболем, подложена атласом червчатым». «Шапка Царская золота сканная Мономахова, на ней крест золот гладкий, на нем по концам и в исподи четыре зерна гурмицких, да в ней каменья в золотых гнездех, над яблоком яхонт желт , яхонт лазорев, лал, промеж ними три зерна гурмицких, да на ней четыре изумруда, два лала, две коры яхонтовые в золотых гнездах, двадцать пять зерен гурмицких на золотых спнях , окол соболий, подложена атласом червчатым, влагалище деревянное оклеено бархателью травчатою, закладки и крючки серебряны». <…> |
|||||||||
Шапка Казанская золотая сканная с чернью
В описи 1642 года, составленной по указу Царя и В. К. Михаила Федоровича, описание Казанской шапки следующее: «Шапка Казанская золотая с чернью, городы прорезные золоты, в ней каменье лалы и бирюзы и зерна гурмицкие в гнездех; на верху на спне камень лал, под каменем и поверх каменя два зерна гурмицких большие; пушена соболем, подложена атласом червчатым. (С. 7) Шапка царская золотая первого наряда Царя и Великого Князя Михаила Федоровича
«Шапка, что делана в приказе у золотово дела в 1627 году при думном дьяке при Ефиме Телепневе. «Она также с корунами, как и венец, почему и называлась иногда в Выходах фряской. Вот описание ее 1628 года : « В нижней коруне поставлено: яхонт лазорев велик четвероуголен; два яхонта лазоревых, один осмиуголен, а другой четвероуголен; два яхонта лазоревых четвероугольны, один продолговат; 12 яхонтиков лазоревых же не великих, одиннадцать осмоугольны, а другонатцатой четвероуголен; пять лалов больших четвероугольных; три лала осмоугольны; 6 яхонтиков червчатых невеликих; 6 изумрудов не малы четвероугольны, один продолговат; 11 изумрудцов невеликих. Да в ту же коруну поставлено 24 алмаза. В верхней коруне поставлено: яхонт червчат четвероуголен; 18 яхонтиков червчатых; 20 изумрудов, одинадцать о шти углах; два лала один осмоуголен , а другой четвероуголен; 4 яхонта лазоревых, три осмоугольны, а четвертой четвероуголен. Да в ту же верхнюю коруну поставлено 21 алмаз. Да на верху на коруне поставлен лал велик, что сият с Государевы Казанские шапки. Да в туж Государеву верхнюю коруну поставлено по верх большово лала на закрепке зерно гурмыцкое велико. Да под лалом в исподи в пяте на спне зерно гурмыцкое не мало, плосковато. Да в верхнююж и в нижнюю коруну на городках и меж каменья поставлено в гнездех и в репьях 60 зерен гурмышских больших и середних и невеликих». В каталоге 1776 - 7 - 8 - го, эта шапка в первый раз названа Астраханскою, с ошибочным примечанием, что Царь Федор Алексеевич повелел сделать ее в ознаменование покорения в 7062 году царства Астраханского и Тмутаракани. (С. 11-12) |
|||||||||
Древности Российского государства. Отделение II.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. - М., 1851. - 175 с. Скипетр Большого НарядаДревний скипетр большого наряда, хранящийся в Оружейной Палате, в описи Государева Большого Наряда, составленной в 1642 году, по указу Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, описан следующим образом: «Скифетр золот чеканной с розными финифты и скаменьи, с алмазы и с яхонты червчатыми и с изумруды; на верху три орла пластаных крылами вместе, с финифты; по верху орлов корона, на короне на спне камень яхонт лазорев, на нем зерно гурмышское. С скифетра снят яхонт лазорев, а в то место положен изумруд». (С. 59) Скипетр второго наряда греческого делаЭтот скипетр одного и того же наряда и Греческого дела с диадемой и державой привезенными в 1662 году Царю Алексею Михайловичу, Цареградцем Иваном Юрьевым и деланными, как сказано в приходо-расходной книге 1665 года, против образца диадемы Благочестивого Греческого Царя Константина». В описи Оружейной казны 1686 года, он означен следующим образом: «Скипетр золотой с каменьем и с финифты розными, прорезной, подзор серебрянный гладкой. Среди главы корона; на главе крест; в кресте, в гнездах золотых осмнадцать алмазов граненых. У креста ж, на спнях четыре изумруда граненых; по обе стороны креста по орлу двоеглавому с коронами с финифты розными; на главе в короне шесть алмазов граненых больших, да шесть яхонтов червчатых больших же; да под короною повыше пояска и в пояску двадцать четыре алмазов маленьких; в главе и под главою в яблоке и в черену двести двадцать алмазов больших и малых да десять изумрудов. В конце черена яхонт червчат граненый. На черену в двенадцати местах дробницы золотые, на них наведено чернью: Благовещение пресвятые Богородицы; Рождество Христово; Богоявление; Сретение; Лазарево Воскресение; Преображение; Вход во Иерусалим; Распятие; Воскресение Христово; Егда увериша Фому; Вознесение Господне; Сшествие Святого Духа». «Влагалище деревянное, оболочено бархатом червчатым; голун серебряный; две закладки серебряные с крючки». (С. 52) |
|||||||||
Древности Российского государства. Отделение II.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. - М., 1851. - 175 с. Яблоко Великодержавное или «Держава Российского царствия»Держава, знаменование освященного крестного преобладания над землею, в поставлениях на царство называется: «Царским златым державным яблоком, или яблоком владомым»; в старых описях Царской Большой Казны: «яблоком великодержавным». Яблоко великодержавное украшено пятидесятью осьмью алмазами Греческой грани, осмидесятью девятью яхонтами червчатыми, двадцатью тремя яхонтами лазоревыми, пятидесятью изумрудами и тридцатью семью жемчужинами, в золотых финифтяных гнездах. В четырех треугольных полях яблока финифтяные изображения: 1) помазание Давида Пророком Самуилом на Царство; 2) Победа над Голиафом; 3) Возвращение с победы; 4) Гонение от Царя Саула. Держава в окружности 13 вершков, высота с крестом 9½ вершков. Около блях со всех четырех сторон символические изображения орла, льва, грифа и единорога. (С. 31-32) Яблоко Великодержавное, греческого делаПо приходо-расходной книги 1665 года и по алфавитной, эта держава золотая, украшенная зеленой финифтью и драгоценными камнями, привезена из Царяграда, в 1662 году, Гречанином Цареградцем Иваном Юрьевым, вместе с диадемой, деланной по заказу в Цареграде «против образца диадемы благочестивого Греческого Царя Константина» (Мономаха): «Яблоко золото с коруною с каменьем лалы и яхонты, которое привез в 170 году великому Государю Гречанин Царегородец Иван Юрьев. Дано ему Гречанину Государева жалованья из Сибирского Приказу и иными товары, по меньшей оценке на 7917 рублей». (С. 34) |
|||||||||
Древности российского государства изданные по высочайшему повелению Государя Императора Николая I. Отделение I. - М., 1849. Янтарный посох Патриарха Филарета НикитичаМежду Великокняжескими и Царскими посохами в Оружейной Палате находится янтарный посох Патриарха Филарета Никитича, присланный к нему в 1632 году Курляндским Герцогом Иаковом. Этот знак уважения Герцога к Патриарху относится к тому времени, когда Курляндия вошла в сношения с Россиею. После кончины Патриарха Филарета, посох этот поступил в число Царских сокровищ.
Царский жезл и посохЭтот жезл Цареградской работы, однообразной с диадемой и державой, привезенными Царю Алексию Михайловичу Гречанином Царегородцем Иваном Юрьевым в 1662 году. В Алфавитном списке о времени поступления в палату различной Царской утвари, с 1614 по 1704 год, под буквою Ж означено: «7166 (1658) года, июня в 11 день был у Великого Государя Царя и В. К. Алексея Михайловича на дворе в золотой на приезде Гречанин Царегородец Иван Анастаков, челом ударил - Жезл оправлен золотом с каменьи с алмазы, изумруды и с яхонты червчатым. Цена 919». (С. 56-57) |
|||||||||
Древности Российского государства. Отделение II.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. - М., 1851. - 175 с. Царское место царя и В. К. Михаила ФедоровичаВ описи казны Царя Михаила Федоровича, 1640 года, упоминается об них вкратце: «Место Царское обложено золотом с каменем с большим и с малым и с искрами и с жемчуги с большими; на нем влагалище суконное, с верху багрец, а с низу на страфил черлен; у влагалища по краем снурок шолков черлен; из места из пяти гнезд каменья большие вынуты и заверчены в бумашку и привязаны к тому месту; а сказал дьяк Гаврила Облезов, что те каменья вынуты по Государеву имянному приказу для осмотру Государю».
В описи 184 (1676) года изчислены еще более недостающие в креслах драгоценные камни, растерянные в походах: Кресла алмазные царя Алексея МихайловичаВ книге Персидских приездов упоминается, что «7168 (1660) года Великому Государю Царю Алексею Михайловичу челом ударил Кизилбашского шахова ближнего человека Ихто Модевлетев купчина Армянин Захарей Сарадаров, в дарех: Кресла оправлены золотом с каменьи с алмазы и с яхонты и с жемчуги, по оценке 22,591 руб. 20 алтын». |
|||||||||
Катаев Н. О священном венчании и помазании царей на царство. - СПб., 1847. - 105 с. Это кресла Царя Алексея Михайловича, известные под именем алмазных; потому что они украшены 876 крупными алмазами и 1223 яхонтами. Жемчугом унизаны два ангела, изображенные на стенке сих кресел и держащие следующую надпись на Латинском языке, вынизанную также мелким жемчугом: «могущественнейшему и непобедимейшему Московскому Монарху Алексею, на земле счастливо царствующему, сей трон, с величайшим искусством, и тщанием сделанный, да будет счастливым предзнаменованием грядущего в небесах бесконечного блаженства. Лета Христова 1659.». Кресла сии поднесены в 1660 году от имени торговой в Испагани Армянской компании, Армянином Сарадовым. (С. 96) |
|||||||||
Древности Российского государства. Отделение I.: Святые иконы, кресты, утварь храмовая и облачение сана духовного. - М., 1849. - 175 с. Образ Иоасафовской БогоматериПод именем Иоасафовской Богоматери известен в Московском Архангельском Соборе налойный осмилистовый образ Богоматери, писанный греческим пошибом [стилем] на липовой доске с выемкою. Судя по рисунку и колориту, он писан в России и твердостью одного и плавкостью другого близко подходит к стилю школы Рублева. Лицо Богоматери более круглое, чем продолговатое, без костоватости [подпробелки], но с отживкою [блесками, движками, оттенками]; выражение его более мрачное, чем умильное; нос маленький, тонкие, глаза без слезников, кои появляются на иконах с XVI века. Доличное вохряного цвета, без иконопи [навод растворенным золотом], между тем как доличное у Спасителя с золотыми гвентами [черты, складки на одежде, коей откинутые полы назыв. картушек]. На челе и на персях у Богоматери три звезды, знаменующая ее девство до рождества, в рождестве и по рождество. На золотых дробницах по полям образа наведены чернью лики: Пресвятой Троицы, Св. Иоанна Предтечи, Архангела Гавриила, Николая Чудотворца, Св. Василия Парийского, Феодора Стратилата, Иоанна Лествичника, Препод. Сергия и Анастасии Римлянины. Образ Положения Ризы ГосподнейСходный по стилю своему с Каппониевыми святцами и с иконами, писанными в XVII веке обществом Строгановских зоографов, этот образ достопримечателен и по своему содержанию.
Хотя Патриарх Филарет и принял с радостью это священное сокровище; но как оно шло от неверного царя, то и совещался с державным своим сыном о том, можно ли слово неверных принять без истинного свидетельства. Потом Филарет с освященным собором приступил к освидетельствованию. В ковчеге найдена, как значится в окружной грамоте, «часть ризы, в длину и поперег пяди, полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет в давних летах лицо изменила, «а ткана во льну». В Москве тогда пребывали Иерусалимский Патриарх Феофан, поставивший Филарета в Патриархи, а с ним Греческие старцы Нектарий и Иоанникий: Московский Первосвятитель и обратился к ним с вопросами о ризе Господней. Нектарий отвечал, что он видел сам эту святыню в Грузии в церкви, называемой Илета и от тамошнего духовенства слышал, что она некогда принесена туда воином, бывшим в Иерусалиме при распятии И. Христа, и ознаменована многими чудесами. Слова Нектария подтвердил Иоанникий, и другие жители Востока удостоверили в истине предания Палестинских и Греческих христиан о ризе Господней. На человеческом свидетельстве, сколь бы оно ни казалось достоверным, не остановился рассудительный Филарет; но употребил духовное средство. По совещании его с Архиереями и духовными властями, установлен был семидневный пост и молебствие, а для узнания воли Божией и для открытия истины, повелено возлагать сию святыню на больных и недужных. Многие чудеса оправдали подлинность святыни и веру принявших ее. На образе, по видимому, современном событию, во внутренности этого шатра виден Царь с тремя Святителями, предстоящий в молении престолу, на коем положена честная и многоцелебная риза Господня. Шатер окружен духовными властями, иноками, боярами и народом. На первом плане Михаил Федорович, бывший тогда 20 лет, изображен безбрадым, во всей царской утвари; по другую сторону Патриарх, вероятно, Иерусалимский, а позади его Московский Патриарх и Архиерей в митрах. Пятиглавый собор, где происходит все это действие, представлен в разрезе. |
|||||||||
Собрание памятников церковной старины в ознаменование трехсотлетия царствования дома Романовых. - М., 1913. - 80 c. Семейные иконы Царя Алексея МихайловичаСемь икон в одном общем басменном киоте, называемых «семейными» царя Алексея Михайловича. Новодевичьего манастыря.
Внизу две, одинакового размера, иконы: а) Пресвятой Троицы - копия с храмовой иконы Троице-Сергиевой лавры, написанной Андреем Рублевым, одного с подлинною размера, и б) Покрова Пресвятыя Богородицы. Над ними вверху в ряд пят икон, меньшей величины. Три иконы «Словенския» Б. Матери, 4) крайняя - с левой стороны - Святителя Алексея митрополита Московского и 5) крайняя - с правой Божией Матери, с изображениями припадающих к ногам Ее святителей. Все иконы на вырезе. На верхних - басменный серебряно-вызолоченный оклад, на иконе Пресвятой Троицы оклад серебряно - вызолоченный также басменный, покрывающий кроме оплечья часть фона; на иконе Покров Пр. Богородицы - гладкий. (С. 36) |
|||||||||
Берх В. Царствование царя Михаила Федоровича и взгляд на междуцарствие. Ч. 1. - СПб., 1832. - 301 с.: 1 л. карт. В начале сего года Царь Михаил Федорович переменил Государственную печать.
Новая была гораздо более прежней: в титуле прибавлено слово: Самодержец, и над головами орла изображены короны. Здесь прилагается изображение печати; надобно предварить читателей, что печати того века были обоесторонние из твердого красного воска. Надпись была следующая: Божею милостию Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Самодержец и многих Государств Господарь и Обладатель. (С. 145) |
|||||||||
Древности Российского государства. Отделение II.: Древний чин царский, царские утвари и одежды. - М., 1851. - 175 с. Перевязь царя Михаила Федоровича.Перевязями назывались золотые, плоскокольчатые или украшенные финифтью и драгоценными камнями, цепи, нашивавшиеся на атлас. Хранящаяся в Оружейной Палате перевязь Царя Михаила Федоровича состоит из 89 плоских золотых колец, на которых вырезано «именование блаженныя памяти Великого Государя с титлы» в следующем порядке: «1. Троице пресущественная 2. равнобожественная и равно- 3. честная и равносопрестольная 4. и равносоветная и равносильная 5. и равнодейственная 6. и равносущная 7. и соприсносущная. 8. и собезначальная. 9. и единоначальная. 10. и трисоставная. 11. и нераздельная 12. в трех составех 13. единого божества 14. Царя царствующим 15. и Господа господствующим 16. иного не преодоле. 17. всякие силы крепчайшего. 18. Им Цари царствуют 19. и велиции величаются 20. Сего в Троице присно- 21. славимого Бога нашего 22. недоумеваемыми судьбами 23. и неизреченным 24. премудрым Промыслом 25. всяко здание от небытия 26. в бытие создавается 27. и от несущих в существо 28. приводится от рода в род, 29. летами считаются. 30. того и мы просим: направи нас 31. на истину Твою 32. Мы Великий Господарь 33. Царь и Великий Князь 34. Михаил Федорович 35. Самодержец всея Руси, 36. Московский, Владимирский, 37. Новогородский 38. Царь Казанский 39. Царь Астороханский 40. Царь Сибирский. 41. Господарь Псковский. 42. Великий Князь Смоленский. 43. Тверской, Югорский. 44. Вятский, Пермскиий. 45. Черниговский, Болгарский. 46. Господарь и великих иных. 47. Князь Новагорода- 48. Низовские земли 49. Рязанский, Ростовский 50. Ярославский, Белоозерский, 51. Удорский, Лифлянский 52. Обдорский, Кондинский, 53. и всея Северные страны 54. Повелитель и Господарь 55. Иверские земли, 56. Карталинских 57. и Грузинских Царей, 58. и Кабардинские- 59. земли, Черкаских. 60. и Горских Князей 61. и иных многих Господарств 62. Господарь и обладатель. 63. Венчан бысть Царским 64. Венцем и диадемою 65. на Владимирское 66. и на Московское 67. и на Новгородское 68. Господарство. 69. и на Казанское 70. и на Астраханское 71. и на Сибирское царство 72. и на все великие и пресла 73. вныя Государства 74. Российского царствия. 75. Лета седмь тысящ 76. сто двадесять первого году. 77. Божие бо слово: аз избрах тя Царя. 78. взятя за десницу твою и устрою 79. Тебе обладати людьми моими 80. во вся дни живота твоего аще ходи- 81. ши по заповедям моим, твори- 82. ши волю мою; дам тебе сердце смы- 83. слено и мудрость и будеши яко 84. несть был таков ни един в царях 85. и по тебе не будет и аще твориши 86. суд и правду посреди земля и слыши 87. воздыхание и слезы сущих в ско- 88. рбех и управление твориши им 89. вскоре и умножу лет живота твоего». В описи большому наряду Царя Михаила Федоровича, этот окладень означен следующим образом :
Цепь золотая с финифтью и жемчугом, царя Федора Алексеевича.В описи Казны Царя и В. К. Федора Алексеевича эта цепь помещена первою: « Цепь золотая колчетая с розными финифты и с жемчуги; в ней двенадцать звен четверогранных, да двенадцать звен продолговатых обнизаны жемчугом мелким. Весу восемьдесят один золотник». В настоящем состоянии эта цепь заключает в себе семь сот тридцать зерен жемчугу и весит семьдесят восемь золотников. (С. 88) |
|||||||||
Древности российского государства изданные по высочайшему повелению Государя Императора Николая I. Отделение I. - М., 1849. Золотой потир царя Федора АлексеевичаПотир этот, вышиной 8 вершков ¾, с дискосом, лжицею и копием, из чистого золота, украшен крупными изумрудами и яхонтами; на чаше, кроме надписания слов Спасителя у Матф. XXVI, 27, Марка XIV, 23 и Луки XXII, 20, наведены финифтью поясные изображения Деисуса, замечательные искусством работы, так как и в шести клеймах на поддоне изображения страстей Христовых. Весом потир сей с прибором 30 фунтов, 58 золотников. (С. 95) |
|||||||||
1. 2. | |||||||||
3. |
1. Бычкова М.Е. Московские самодержцы: история возведения на престол, обряды и регалии. - М., 1995. - 70 с. 2. Левыкин А.К. Воинские церемонии и регалии русских царей. - М., 1997. - 95 с. 3. Мартынова М.В. Регалии царя Алексея Михайловна. - М., 2004. - 39 с. |
||||||||